Поиски выхода из тупика войны

Выставка, подготовленная на материалах архива Правозащитного центра «Мемориал», охватывает предысторию и первые полгода Первой чеченской войны, от ввода войск в декабре 1994 г. до теракта в Буденновске в июне 1995 г., время, когда безумие нарастало, а антивоенный протест «уходил в песок», когда все громче говорили пушки и все менее был слышен голос разума.

События Общественная реакция

Февраль - май '95. Марш материнского сострадания

«Почему вест мир молчит, являясь свидетелем
столь грубого насилия? Где демократия?
Где правосудие? Где уважение прав человека
и междуародных законов о правах наций?
 Сейчас все российские реформы стали абсурдом,
 российская демократия превратилась в иллюзию».
Из призыва буддийского ордена Ниппондзан-мёходзи
к маршу материнского сострадания к жизни

Мать с портретом сына-военнослужащего.
Марш материнского сострадания.

ПРАВДА О МАРШЕ МАТЕРИНСКОГО СОСТРАДАНИЯ МОСКВА – ГРОЗНЫЙ
Я участвовал в Марше материнского сострадания, направившегося из Москвы в Грозный 8 марта от Могилы неизвестного солдата. Как монах буддийского ордена Ниппондзан Мёходзи, организовавшего вместе с Комитетом солдатских матерей России это первое в нашей стране ненасильственное движение, я молился за мир в Чечне. Мы шли к чеченскому народу, чтобы показать: обыкновенные русские люди против войны, выгодной только власть имущим. Мы шли к российским солдатам потребовать прекращения огня по чеченским селениям. До нас отдельные матери уже несколько раз были на боевых позициях, но им очень редко удавалось вернуть домой своих сыновей. <…>
Стало ясно, что усилий отдельных матерей недостаточно. Только при поддержке массового ненасильственного движения матери смогут спасти своих сыновей. Множество безоружных людей, мы намеревались встать между воюющими сторонами и – либо умереть, либо остановить войну. Чем нас больше, тем сильнее вероятность, что война будет остановлена. Вот почему, прежде чем начать собственно пеший марш в Чечне, мы ехали на автобусе по городам России, чтобы о нас узнало как можно больше людей. Ведь начали марш всего 40 человек, из них 15 монахов. К началу пешего шествия обещали присоединиться еще 200 матерей <…>. Сначала Марш описывался как частное дело солдатских матерей, а потом в газете «Комсомольская правда» от 29 марта на первой странице была опубликована чудовищная ложь якобы от лица одного из буддийских монахов, будто бы орден Ниппондзан Мёходзи использовал матерей в этом Марше как прикрытие для саморекламы.

...

Программа «Марша материнского сострадания». Март 1995.
Пресс-релиз «Марша материнского сострадания». 03.03.95.
Пресс-релиз участников «Марша материнского сострадания». 25.03.95.
Пресс-релиз Комитета солдатских матерей РФ. 27.03.95.

21 июля 2014 г. Министерство юстиции РФ включило Межрегиональную общественную организацию Правозащитный Центр «Мемориал» в «реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента». ПЦ «Мемориал» — самоуправляемая общественная организация, не являющаяся «агентом» какого-либо внешнего «принципала». Мы считаем закон «об НКО — «иностранных агентах» противоречащим Конституции РФ и нарушающим наше право на свободу объединения, в с связи чем обжалуем решение о внесении нашей организации в данный «реестр» в Европейском Суде по правам человека.